В середине 1980-х Ульяновский автозавод получил задание создать новый армейский внедорожник. После цикла проектных и конструкторских работ на испытания вышли два прототипа: короткобазный УАЗ-3171 и удлинённый УАЗ-3172. Машины имели все шансы стать одними из лучших внедорожников своего времени.

Новые ульяновские прототипы действительно могли стать легендами. Постоянный полный привод, пружинная подвеска с длинными ходами, а главное — уникальные портальные мосты.

На короткобазной версии стояли стандартные «военные» мосты от УАЗ-469, а для длиннобазной 3172 специально разработали новые, с внешним зацеплением шестерён бортовых редукторов. Это увеличивало клиренс до внушительных 330 мм и позволяло устанавливать блокировки дифференциалов.

Всё шло к успеху, но страна вступила в эпоху перемен, и финансирование прекратилось. К 1992 году машина прошла госиспытания, но на конвейер так и не попала.

Сохранилось лишь несколько экземпляров — в музеях. Но есть ещё один очень особенный экземпляр, превращённый в гоночный внедорожник!

Интервью с владельцем было опубликовано в журнале Club 4x4 №9 2002.

Вот что рассказывает Владимир Полозун, владелец автомобиля:

«Нашел я эту машину так. Есть у нас в Бронницах такая контора — «Ростелеком».. И вот однажды мне кто-то рассказал, что там, у них во дворе, стоят какие-то очень странные старые «уазики», кажется, на «военных» мостах. Пройти мимо этого факта я не смог, поскольку как раз в это время искал такие же на свой УАЗ.

Вот и решил я поехать посмотреть. На месте выяснилось, что машина одна и принадлежит она человеку, имевшему какое-то отношение к программе испытаний Ульяновского автозавода. Более того, оказалось, что автомобиль продается в «комплекте» с запасной рамой и двумя запасными мостами.

Посмотрел, подумал и решил, что для трофи такой вариант в самый раз будет. Что же до мостов от УАЗ 3172, то я немного позже выменял их на том же бронницком полигоне. Но не все оказалось просто. Пришлось повозиться с их установкой, да и с рулевым поколдовать».

Владимир поставил амортизаторы от ГАЗ-53. С документацией тоже было непросто: ведь такой машины больше нет, а чертежей не сохранилось. Под капотом — куча кронштейнов, но непонятно, что на них когда-то стояло.

Боевые испытания внедорожник прошел на Московском внедорожном триатлоне.

Первое впечатление — настоящий зверь. Короткий, мощный, с «глазами-фарами» и огромными колёсами. Даже фигурка медведя на капоте осталась — как символ. А клиренс такой, что под машиной, кажется, можно танцевать гопак.

Спортивный прототип создан из деталей УАЗ-3171 и 3172: рама, кузов, двигатель и трансмиссия — от 3171, а мосты — от 3172, те самые легендарные редукторные. Кузов облегчён — стальные панели заменены алюминием, задняя часть превращена в пикап, двери с пластиковыми сдвижными окнами.

В салоне — минимум, но всё по делу: приборы, GPS, терратрип. Из импортных деталей только ГУР от Nissan Patrol и генератор от дизельного Mercedes.

Полный привод постоянный, раздатка с блокировкой дифференциала — как у настоящего внедорожного зверя. Подвеска напоминает решения Mercedes G-класс, а клиренс и геометрия позволяют штурмовать любое бездорожье.

На асфальте машина ведёт себя нервно — резина Я-358 воет, вибрация страшная, зато на бездорожье оживает. Там, где другие буксуют, этот «медвежонок» прёт, как танк. Болота, колеи, грязь — всё ему нипочём.

Есть, конечно, мелочи — тракторная резина не любит сухой грунт, а при повороте задевает за раму. Но потенциал у машины огромный. Как и тогда, в 80-х, она доказывает: у Ульяновского завода были все шансы сделать лучший внедорожник в мире. Только время выбрало другой путь.

Подпишись на CARAKOOM в Telegram