Привет! Раз все обсуждают крутые танки и военную технику Второй мировой, я расскажу про один из самых крутых танков с немецкой стороны – «Пантера» или Т-5, Т-V, Sd.Kfz. 171. Пантера – средний немецкий танк, разработанный фирмой MAN в 1941-42 году в качестве основного танка вермахта. Впервые танк появился на поле битвы Курской дуги, а впоследствии появился на всех европейских театрах военных действий.
Как я уже писал, танк был разработан фирмой "МАN" и 1 января 1943 года запущен в серийное производство. Создание этого танка знаменовало скачок в немецком танкостроении. По сравнению с другими немецкими танками танк «Пантера» имел более рациональную форму корпуса, в известной степени заимствованную у советского танка Т-34.
Работы по новому среднему танку, предназначенному для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, начались в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым работали фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и MAN, получил индекс VK 20.01. Работа над новым танком шла достаточно медленно, поскольку надёжные и проверенные в боях средние танки вполне удовлетворяли немецких военных. Тем не менее, к осени 1941 года конструкция шасси была в целом проработана.
Модификации танка Пантера
Однако, поджимающие на фронте русские танки Т-34 и КВ заставили немцев поторопиться с разработкой танка Пантера. Для изучения советских танков немецкими военными и техническими специалистами была создана специальная комиссия, в которую входили ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего вынесли решение о необходимости реализации в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное расположение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами.
Весной 1942 года были представлены первые прототипы от компаний «Даймлер-Бенц» и MAN. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» даже внешне сильно напоминала Т-34. В своём стремлении добиться сходства с «тридцатьчетвёркой» они предложили даже оснастить танк дизельным двигателем, хотя острая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делало этот вариант бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонность к этому варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Однако в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила ряд преимуществ проекта MAN, в частности более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую маневренность, меньший вылет орудийного ствола. Также высказывались соображения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя и потерям от своего же огня.
Прототипы танков Пантера от разных компаний
Так началось производство танка, который многие эксперты и специалисты считают лучшей боевой машиной второй мировой войны. Всего было выпущено более 6000 "Пантер", быстро завоевавших славу самых простых в производстве немецких танков. В самом деле, на создание двух "Пантер" требовалось столько же времени, как и на производство одного "Тигра". Серийное производство началось с выпуска фирмой "МAN" 20 машин, получивших обозначение PzKpfw V Ausf.А ( впоследствии они получат новое наименование).
Шахматная ходовая
В марте 1943 г. Гудериан, недавно назначенный генерал-инспектором бронетанковых войск, предоставил Гитлеру доклад, в котором изложил свои взгляды на перспективы развития немецких бронетанковых войск на 1943-1945 гг. Трезво оценивая реальную ситуацию, Гудериан прямо заявил, что не считает целесообразным боевое использование технически несовершенных "Пантер" вплоть до июля-августа 1943 г. За этот период, по мнению генерал-инспектора, необходимо устранить существующие технические недостатки новых танков. Однако Гитлер и слышать не хотел ни о какой отсрочке, хотя, как выяснилось впоследствии, осторожные прогнозы Гудериана оказались даже чересчур оптимистичными. Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования " Пантер" на Восточном фронте:
"...Честно говоря, я просто не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов об этой печальной истории, имя которой "Пантера". Все произошло именно так, как я и предполагал... Сколько людей возлагали особые надежды на применение этого нового, еще ни разу не испробованного оружия! Надо ли говорить, какое удручающее воздействие оказало на них последнее поражение. А все начиналось с приказа фюрера, с тех сверхъестественных ожиданий, которые он породил... У меня пpосто не укладывается в голове, как можно создавать мощное, современное, дорогое оружие, и одновременно снабжать его абсолютно ненужным бензиновым насосом, кучей лишних прокладок и прочей дребеденью?! У меня нет ни тени сомнения в том, что большая часть технических неполадок проистекает из-за применения негодных материалов, которые не соответствуют элементарным требованиям качества. Особого внимания заслуживает "эффективность" применения "Пантер", - язвительно замечает автор и продолжает. С расстояния 7224 м Т-34 поражал их с одного выстрела. Из 200 танков, дебютировавших под Курском, 160 вышли из строя к концу первого же дня, а еще через 9 дней в строю осталось всего 43 "Пантеры". Многие сломались уже по пути от железной дороги до линии фронта, а большой вес машин значительно затруднил буксировку..."
В первые месяцы эксплуатации два из трех танков Пантера простаивали в ремонте, но даже к концу войны надежность танка повысить не удалось. Причин для этого было несколько. Двигатель, трансмиссия и ходовая, изначально разрабатываемые для 20-тонного танка, но используемые на 35-тонной машине, не выдерживали нагрузок. Со временем ухудшилось качество сырья и сборки, которой занимались люди, не поддерживающие идею вермахта.
Тем Пантерам, которым удавалось доползти до русских окопов предстояло столкнуться с русской хитростью – русские солдаты совсем не собирались биться в лоб, а норовили пальнуть в борт из укрытия.
Генерал-майор танковых войск вермахта Фридрих Вильгельм фон Меллентин говорил о танке:
«Танки „Пантера“, как и предполагал Гудериан, не оправдали возлагаемых на них надежд: их легко можно было поджечь (бортовую броню пробивали пушки калибра 45 мм), системы смазки и питания не были должным образом защищены (вследствие чего происходило самовозгорание), из всех „Пантер“ принимавших участие в операции „Цитадель“ к 14 июля 1943 года осталось только несколько машин.»