Если вы не знали, ВАЗ славен не только своей способностью разваливаться на металлолом. В свое время российский завод АвтоВАЗ в борьбе за новых клиентов выпускал довольно интересные экземпляры. В 80-х годах прошлого века переднеприводные модели Лада пользовались отличным спросом на западно-европейском рынке: экономичные и доступные, вобщем они пришлись по вкусу многим покупателям, несмотря на высокую конкуренцию со стороны местных брендов. Многие импортеры и дилеры Lada пытались развить успех удачных моделей, самостоятельно дорабатывая восьмерки и девятки под запросы клиентов. Не знаю, знаете ли вы или нет, но АвтоВАЗ планировал создать заряженный хэтчбек, который бы мог составить конкуренцию другим горячим трехдверкам того времени, таким как Volkswagen Golf GTI, Opel Kadett GSi, Peugeot 205 GTI и др.
В 1988-1989 на бельгийском предприятии Scaldia-Volga было построено два опытных экземпляра хот-хэтча Lada Samara RSi. Автомобиль разрабатывался крупнейшим импортером советских автомобилей в Европе Scaldia-Volga совместно с отделом спортивных автомобилей НТЦ ВАЗа. В создании облика Lada Samara RSI непосредственное участие принимал известный дизайнер Владимир Ярцев, создавший внешность десятки. Именно по его эскизам для советского горячего хэтчбека и был изготовлен кузовной обвес.
Как можно увидеть по фотографиям, от стоковой восьмерки зажигалка отличалась стильным пластиковым обвесом фирмы Pichler, стальными колесными дисками в цвет кузова, логотипом RSi, а также двигателем. Как я уже писал выше, всего было построено два опытных экземпляра. Один из образцов Lada Samara RSi был оборудован доработанным 1,6 литровым двигателем ВАЗ с «гоночной» системой впрыска Magnoletti мощностью 100 л.с. Под капотом второго экземпляра расположился уже 130-сильный 1,5-литровый силовой агрегат с 16-клапанной головкой, над которым потрудились в Lotus.
В 1990 году красная Lada Samara RSI выставлялась на Брюсельском автосалоне, где вызвала настоящий фурор. Планировался мелкосерийный выпуск этого горячего хэтчбека, но что-то как всегда так и не срослось. А жаль.