Первые инкассаторские бронированные фургоны советского производства появились на дорогах СССР во второй половине 80-х годов. Ими стали угловатые RAF Labbe с довольно устрашающей внешностью и кузовом, окрашенным в грязно-песочный цвет. Они выглядели столь необычно, что прохожие оборачивались им вслед.
Считается, что катализатором для появления первых инкассаторских бронефургонов стало жестокое ограбление магазина “Молодежный” в Крылатском 14 ноября 1986 года, но на самом деле потребность в таких автомобилях назрела уже давно, ведь инкассаторская служба в стране существовала с 1939 года, а спецтранспорта не было.
Потерпев неудачу с попыткой разработать бронефургон на базе "буханки" Госбанк СССР решил обратиться к опыту зарубежных компаний. За право выпускать броневики для СССР решили побороться сразу шесть компаний: итальянская “Фонтауто”, британский “Бэдвас”, немецкие “Тиле” и “Акерман-Фройхауф”, французские “Лаббе” и “Мануфруа”.
Техзадание выглядело следующим образом. Компаниям предлагалось разработать фургон с баллистической защитой второго класса (пистолетный патрон, охотничье оружие), который вмещал бы троих членов экипажа, а также не менее 300 кг груза. При этом в качестве основы можно было использовать единственный из подходящих автомобилей - микроавтобус РАФ-2203 Рижской автобусной фабрики. А так как мощности его 95-сильного двигателя было явно недостаточно, то еще один пункт ТЗ ограничивал вес броневика на отметке 2,7 тонны.
Несмотря на сложность задачи ни одна из шести компаний не спасовала и в назначенный срок прототипы бронеавтомобилей для испытаний начали поступать в СССР. В цехах немецкой компании Tiele изготовили сразу два прототипа: первый был максимально приближен к требованиям ТЗ и внешне легко идентифицировался как РАФ-2203, а второй получил тяжелое внешнее бронирование, которое больше подходило для инкассаторского автомобиля. Но если первый вариант превышал требования ТЗ "всего" на 230 кг, то масса второго составила 3.5 тонны!
Немецкая компания Tiele сделала сразу два варианта. Первый был максимально приближен к ТЗ...
...а второй — был утяжеленной версией.
Итальянцы из компании "Фонтауто" подготовили самый технически совершенный прототип, который обеспечивал необходимый уровень защиты при превышении массы в ТЗ всего на 37 кг. Защита кузова включала листы баллистической стали до 15 мм толщиной и 30-миллиметровые бронестекла. Это защищало от выстрелов пистолетов практически в упор, а от обстрела автоматом Калашникова - с расстояния 20-25 м.
Но Итальянцы, как обычно, проявили фирменный пофигизм и слишком затянули сроки, прислав прототип лишь в 1987 году. К этому времени Госбанк СССР уже определился с победителем. Им стал бронефургон французской компании Labbe. Вероятно, на результаты повлияли политические аспекты, но вариант от "Лаббе" имел несколько плюсов.
Во-первых, перевес от ТЗ составил всего 50 килограммов, а внешний вид получился очень необычным, что также посчитали преимуществом: выглядел броневик гораздо мощнее, чем был на самом деле. Помимо защитного панциря и многослойных бронестекол, RAF Labbe получил бойницы для ведения огня из стрелкового оружия, а также систему автоматической блокировки дверей.
Чтобы уложиться в жесткий норматив по массе, конструкторам пришлось оставить фанерный пол. Несмотря на столь незначительное превышение массы, некоторые штатные агрегаты пришлось заменить иностранными: передний мост взяли от микроавтобуса Mercedes-Benz 408D, а рулевое управление - от фургона Peugeot J5.
В качестве победителя тендера компания Labbe получила заказ на 62 инкассаторских броневика, которые начали появляться на дорогах СССР уже в конце 80-х. Их счастливые водители отмечали не только повышенный уровень защиты по сравнению со стандартными автомобилями, но и значительно возросший комфорт, ведь фургоны оснащались автономным отопителем и кондиционером!
Но болячки базового шасси начали проявляться очень быстро. Не справлялись с нагрузкой даже "заморские" агрегаты, а штатные "волговские" тормоза вообще показали свою несостоятельность: их эффективности было явно недостаточно. "Волговский" двигатель при движении в горку махом перегревался, а подвеска быстро проседала и разваливалась буквально на глазах.
Именно поэтому уже к началу 90-х броневики Labbe пропали с улиц мегаполисов. Часть развалилась в ходе недолгой эксплуатации, а другие убрали в дальние углы автобаз: проблем от них было больше, чем проку.