За годы Великой Отечественной войны медицинская служба накопила бесценный опыт. Были утверждены единые принципы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий, работа медицинских частей и учреждений стала четче и организованней. Однако возможности для развития и совершенствования лечебно-эвакуационной системы появились лишь после войны, когда экономика стабилизировалась, а вернувшаяся к мирному производству промышленность начала осваивать новую продукцию.
АС-3 на шасси ГАЗ-51А
После войны военным медикам по-прежнему приходилось довольствоваться санитарными автобусами ГАЗ-55 на базе ГАЗ-MM. Эти надежные и неприхотливые машины в свое время сослужили неоценимую службу, но вызывали немало нареканий. Для перевозки раненых грузовое шасси было слишком тряским и жестким.
Санитарный автомобиль ГАЗ-55
Если же исходить лишь из возможности перевозки за один рейс как можно большего количества пострадавших, то санитарные фургоны были недостаточно вместительны по сравнению с обычными бортовыми «полуторками» и «трехтонками».
АС-1 на шасси ГАЗ-63
Тем не менее ГАЗ-55 выпускался до 1950 года, после чего уступил место аналогу на грузовом шасси следующего поколения: на базе нового грузовика ГАЗ-51 Горьковский автобусный завод начал производить санитарные фургоны ГЗА-653. В 1952 году производство санитарной машины ГЗА-653 было передано с ГЗА на Павловский автобусный завод, где они и выпускались до 1963 года.
ГЗА-653
На данном этапе речь шла не только о количественном насыщении войск санитарными фургонами, но и об узкой специализации медицинского транспорта.
Во-первых, весь подвижной состав военно-медицинской службы четко разделился на автомобили, предназначенные для перевозки раненых, и на технику, необходимую для оказания санитарной и медицинской помощи в медсанподразделениях.
Во-вторых, утвержденная схема, регламентирующая путь раненого бойца с поля боя до стационара, выявила необходимость создания принципиально новых транспортных машин.
Санитарная верси ЛАЗ-695Б
На первом этапе раненых с передовой должны были выносить санитары. Если позволяли условия — на носилках, если нет — то ползком, на себе. «Тащить» следовало до ближайшего батальонного медицинского пункта (БМП), расположенного в непосредственной близости от передовой, где боец получал доврачебную (фельдшерскую) помощь.
Погрузка раненых в ЛАЗ-695Б через передний люк
Затем раненых должны были доставить в полковой медицинский пункт (ИМИ), где им оказывалась первая врачебная помощь. ПМП располагались в более глубоком тылу, поэтому для доставки нужны были автомобили — специализированные или обычные.
При этом необходимо учитывать, что бойцов, после оказания им помощи в БМП, следовало доставить в ИМИ как можно скорее, без оглядки на «наполняемость» рейсов, а путь от батальонных до полковых медпунктов был отнюдь не безопасен.
ПАЗ-653
В тяжелых случаях раненые из ПМП перевозились в специализированные подразделения — медико-санитарные батальоны (МедСБ) или отдельные медицинские отряды (ОМО) для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Если дальнейшее лечение требовало особых условий и ухода, раненые из МедСБ и ОМО направлялись в тыловую госпитальную зону.
ГЗА-651 (ПАЗ-651)
Понятно, что громоздкие, но при этом вместительные санитарные фургоны, предназначенные для транспортировки большого количества раненых, были пригодны для перевозки сформированных партий пострадавших бойцов из ПМП в специализированные медподразделения.
В то же время для эвакуации с линии огня требовался маленький, проходимый транспортер, способный перевозить одного-двух лежачих раненых, избавляющий санитара от необходимости тащить бойца на себе; а для многочисленных рейсов между БМП и ИМИ в непосредственной близости от передовой — небольшой полноприводный фургон, рассчитанный на перевозку четырех носилок.
ЛуАЗ-967М ТПК
В 1954 году ОГК Ульяновского автозавода получил от военных задание на разработку полноприводного санитарного автомобиля вагонного типа, предназначенного для транспортировки раненых в полковой медицинский пункт.
А в начале 1955 года Минобороны поручило конструкторам Ирбитского мотозавода создать четырехколесное шасси с мотоциклетным двигателем, на основе которого в перспективе можно было бы построить легкий санитарный транспортер.
ЛуАЗ-967 ТПК
В силу различных причин ульяновский проект был осуществлен гораздо раньше, чем увидело свет совместное детище ИМ3, НАМИ, ЗАЗ и ЛуМЗ (ЛуАЗ), подключенных впоследствии к созданию ТНК.
Производство санитарных фургонов УАЗ-450А началось в 1958 году, а в 1966 году на конвейере их сменила усовершенствованная модель — УАЗ-452А. В 1985 году, после очередной модернизации, этот фургон получил индекс «3962». Он и поныне является основной «оперативно-тактической» санитарной машиной Вооруженных Сил России.
УАЗ-450А
Серийное производство ЛуАЗ-967М — транспортера переднего края — удалось наладить лишь в 1975 году, спустя 20 лет(!) после формулировки военными задания.
До начала выпуска ТПК функция эвакуации раненых с линии огня была возложена на более громоздкие транспортные средства — вездеходы на гусеничном ходу ГТ-СМ (производился с 1967 года) и бронированный ГТ-МУ (с 1976 года).
ЛуАЗ-967М ТПК
Оба вездехода, несмотря на то, что их транспортные отсеки по габаритам ненамного превосходили платформу ТПК, были способны перевозить одновременно четверо носилок, установленных в два яруса. В начале 90-х к этим вездеходам присоединился тяжелый колесный санитарный бронетранспортер БММ «Симфония» на базе БТР-80.
БММ-80 "Симфония"
Транспорт средней эваковместимости, задействованный в перевозке раненых из ИМИ в тыловые медицинские подразделения и госпитали, равно как и специализированные медицинские машины, в послевоенное время создавался на базе серийных грузовиков. Линию санитарных фургонов ГАЗ-55 — ПАЗ-653 продолжили АС-66 (с 1971 года) и АС-66МПП (с 1980 года) на базе ГАЗ-66.
АС-66 на шасси ГАЗ-66
Кроме того, на грузовых платформах создавались многочисленные специальные автомобили. «Профессии» одних были известны еще до войны, другие качественно обогатили арсенал транспорта военных медиков.
К первым относятся передвижные душевые и дезинфекционно-душевые установки — в виде прицепа или на базе грузовика (например, ДДА-53 на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53, ДДА-66 на шасси ГАЗ-66 или ДДА-2 на шасси ЗиЛ-130), а также передвижные рентгеновские кабинеты, например АР-2У1 на шасси ЗиЛ-131.
Дезинфекционно-душевой автомобиль ДДА-2 на шасси ЗИЛ-130
«Дебютанты» послевоенных лет позволили существенно повысить эффективность работы военно-медицинских подразделений и сделать их более мобильными. Одними из самых впечатляющих нововведений стали подвижные медицинские комплексы, брезентовые каркасные шатры которых соединяются с кузовами-фургонами автомобилей, образуя в результате единое, довольно обширное рабочее пространство.
Санитарный автобус ЛиАЗ-677
Такие комплексы, как правило, используются в качестве мобильных перевязочных (АП) и даже как передвижные ПМП (например, ПКМПП-01 с использованием ГАЗ-66, оснащенного кузовом-фургоном К66).
Кроме того, автопарк медицинской спецтехники пополнился полевыми медицинскими, судебно-медицинскими и патологоанатомическими лабораториями, стерилизационно-дистилляционными установками, рефрижераторами для перевозки и хранения запасов донорской крови и медикаментов, механизированными полевыми прачечными (MПП) и даже передвижными полевыми вивариями для содержания подопытных животных, необходимых для биологических тестов в зонах химического и радиоактивного заражений.