В конце 1996 года Горьковский автозавод получил разрешение на выпуск нового автомобиля скорой медицинской помощи ГАЗ-32214. Горьковский автомобильный завод в Нижнем Новгороде освоил производство полуторатонных грузовичков «ГАЗель» в 1994 году, в нелегкое время становления рыночных реформ.

Отдавая должное прозорливости руководства завода, нельзя не отметить, что создали эту машину на ГАЗе не на пустом месте. Еще в советские времена руководство Министерства автомобильной промышленности понимало, что пришло время задуматься о расширении диапазона базовых автомобилей по грузоподъемности. Отечественная промышленность выпускала грузовики грузоподъемностью 800 кг (УАЗ) и 2,5 тонны (ГАЗ-52-04), а между ними — ничего. Однако опыт зарубежных стран показывал, что грузовики, способные перевозить от 1 до 1,5 тонн, являются наиболее востребованными коммерческими автомобилями, занятыми в городских перевозках. Поэтому еще в бытность СССР в НАМИ стали разрабатывать новый грузовик с унифицированным цельнометаллическим фургоном. К 1991 году конструкция этих машин в целом уже была отработана и даже испытана, но строящийся для их выпуска завод в Азербайджане оказался за границей. Проект так и остался проектом.

В это же самое время на ГАЗе резко сократился объем производства и нужен был новый «объект», способный поддержать прежние объемы выпуска продукции. Вот здесь и пригодились наработки НАМИ по «полуторке». На руку ГАЗу оказался и выпуск легковых автомобилей «Волга», у которых для «ГАЗели» были позаимствованы не только двигатель и коробка передач, но и многие другие комплектующие (например фары). Все это способствовало очень быстрому освоению бортовых «ГАЗелей» в массовом производстве. Сложнее дело обстояло с цельнометаллическими фургонами, для которых требовались новые штампы, поэтому выпуск фургонов задержался почти на два года.

В техническом плане «ГАЗель» даже в момент своего появления на свет не выглядела революционно. В ее основе лежала пусть прочная, но тяжелая рама, в то время как большинство зарубежных «одноклассников» на тот момент уже переходили на выпуск автомобилей с несущим кузовом. Скудный выбор агрегатов (только двигатель «Волги») предопределил компоновку автомобиля с задним ведущим мостом. Основные конкуренты уже делали ставку на передний привод. Единственное, что было в новинку для отечественной промышленности, так это полукапотная компоновка кабины, частично накрывающая двигатель, при этом спереди оставался небольшой капот для доступа к силовому агрегату.

Потребители быстро отреагировали на появление нового типа коммерческого автомобиля, и в считанные годы «ГАЗель» стала не просто популярной, а гиперпопулярной машиной. Трудно назвать область хозяйствования, где бы не использовались эти небольшие грузовички. Вместе с тем, владельцы этих машин сразу почувствовали все «компромиссы» конструкции: допотопный бензиновый двигатель расходовал слишком много топлива, перегревался и отказывался тянуть, а качество сборки машин и используемых комплектующих оставляло желать лучшего. Тем не менее, постоянно модернизируясь и обзаводясь более современными агрегатами, «ГАЗель» выпускается и сегодня, явно не собираясь уходить со сцены.

К 1996 году сложилась благоприятная ситуация для появления нового медицинского автомобиля на базе «ГАЗели»: основной поставщик ACMП, латвийский завод РАФ, был близок к банкротству, и его продукция даже по тем временам считалась устаревшей, а завод ГАЗ только что освоил выпуск цельнометаллических фургонов с объемным кузовом и аналогичных микроавтобусов. Не трудно было предположить, что ГАЗ, производящий медицинские автомобили на базе «Волги», создаст такого же рода автомобиль на базе «ГАЗели». Новая машина разительно отличалась от РАФов, у нее серьезно увеличились размеры медицинского отсека, в котором можно было спокойно передвигаться, задние распашные двери заметно облегчили погрузку носилок в машину, а водитель благодаря капоту теперь чувствовал себя в большей безопасности.

Полноприводный ГАЗ-322174

В то же время машина обладала массой недостатков в плане специального оборудования: конструктивные просчеты с отопителем салона; слабые проблесковые маячки, практически не видные днем; постоянный выход из строя сигнально-говорящего устройства («сирены»); неудобные носилки, из-за чего экипажи зачастую предпочитают их вообще не трогать. Отдельных слов «благодарности» заслуживает оборудование салона (различные шкафчики и места для установки аппаратуры) — все это рассыхалось, разбалтывалось и быстро приходило в негодность, что не способствовало любви медиков к стандартной «ГАЗели». Поэтому когда на рынке стали появляться ACMП на базе той же «ГАЗели», но выполненные специализированными компаниями («Самотлор-НН», «Курс-НН» и т.д.), то от родных газовских медики постарались как можно быстрее отказаться.

САРЗ-2925-02

Традиционно большинство автомобилей скорой медицинской помощи окрашивается в белый цвете красными полосами, но мало кто знает, что по ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб» основным цветом машин считается лимонный, а белый лишь допускается по согласованию с заказчиком. Зато цвет наносимых полос однозначно указывается как красный. ГОСТ также предусматривает нанесение на борта машин надписей: «Скорая медицинская помощь», «03» и эмблемы «Красный крест».

С эмблемой «Красный крест» тоже не все однозначно. Упомянутый ГОСТ, обязующий наносить на машины скорой помощи красные кресты, противоречит требованиям Международного комитета Красного креста, так как не все машины скорой помощи действуют на безвозмездной основе, особенно машины коммерческих медицинских учреждений. При этом про рекламу не сказано ни слова, а кто из нас не видел на бортах «скорых» стикеры с рекламой страховых компаний.

Подпишись на наш Telegram-канал