Введенный в 1964 году в строй новый аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1» был рассчитан на обслуживание регулярных авиарейсов, осуществляемых зарубежными авиакомпаниями. К этому времени аэропорт регулярно принимал самолеты 18 зарубежных авиакомпаний. Работа многочисленных служб аэропорта была организована по международным стандартам.

Так, для встречи и сопровождения самолетов создали специальный автомобиль на базе ГАЗ-22 «Волга», который выполнял возложенные на него обязанности многие годы. По примеру «Шереметьево-1» подобными автомобилями со временем стали обзаводиться и другие аэропорты страны (в Киеве и Ленинграде), обслуживающие международные рейсы.

Потребность Гражданской авиации в таких автомобилях исчерпывалась единицами, поэтому об их централизованном серийном выпуске никто не задумывался. Тем более что с 1969 года на московском опытном заводе №408 ГА был освоен выпуск схожих по назначению передвижных пунктов руководителя полетов ППРП-67 на базе автомобилей УАЗ-452.

Передвижные пункты оснащались всеми видами связи и сигнализации, позволяющими руководителю полетов выполнять свои функции с любой точки аэродромного поля, а в случае необходимости — сопровождать воздушное судно к месту стоянки. Потребность в новом специализированном автомобиле «Эскорт» возникла неожиданно. В мае 1974 года при организации визита Президента США Ричарда Никсона в Минск понадобился автомобиль, соответствующий встрече борта №1 ВС США. Задание создать такую машину получил завод №408, имевший опыт проектирования и изготовления подобной техники.

В отличие от передвижных пунктов руководителя полетов, новый автомобиль «Эскорт» не стали оснащать радиостанцией, работающей на канале связи с наземными службами, — машине сопровождения бортов это было ни к чему. Зато оставили две других радиостанции: «Пальму», работающую на фиксированных каналах двухсторонней радиотелефонной связи, и ультракоротковолновую приемо-передающую радиостанцию Р-860. Это оснащение позволяло экипажу «Эскорта» поддерживать постоянную радиосвязь с диспетчерскими службами аэропорта и радиотелефонную связь с ВС, находящимися в воздухе и на земле.

Так как окраска автомобилей типа «Эскорт» никак не регламентировалась стандартами, новый автомобиль получил необычный и в то же время весьма приметный внешний вид. Чтобы машина легко распознавалась среди другого внутриаэропортовского транспорта, имевшего на тот момент преимущественно желтую окраску, для автомобиля-проводника выбрали сочетание красного и коричневого.

При этом все поверхности машины, просматриваемые с высоты кабины пилотов, были темно-красными. Сверху на машину установили большое световое табло с надписью на английском языке «Follow me». Ниже, на стекле подъемной двери, эта надпись была продублирована по-русски — «Следуйте за мной».

В Советском союзе на всей территории страны действовала единая национальная авиакомпания «Аэрофлот». Соответственно, все сервисные службы аэропортов имели символику только этой авиакомпании. Не стали исключением автомобили типа «Эскорт», на боковинах которых наносился логотип «Аэрофлота».

С увеличением количества международных рейсов и плановым обновлением техники в осуществляющих такие рейсы советских аэропортах новый автомобиль «Эскорт» на базе ГАЗ-24-02 получал все большее распространение. В течение нескольких лет было выпущено 39 таких машин. При этом для большинства аэропортов страны продолжался серийный выпуск автомобилей ППРП-67 на базе УАЗиков, объем производства которых превышал «Эскорты» в несколько раз.

В середине 80-х годов автомобили «Эскорт» начали изготавливать на базе легкового автомобиля ВАЗ-2104 («Эскорт-2104») и на базе автомобиля ВАЗ-2108 («Эскорт-2108»). В это же время (1986-1987 годы) были закончены приемочные испытания новых подвижных пунктов руководителя полетов «Уран-469» на базе УАЗ-469 (УАЗ-31512) и «Уран-452» на базе УАЗ-452 (УАЗ-3741). В начале 90-х в Москве на заводе №408 были созданы автомобили руководителя полетов «Уран-21213» и автомобиль сопровождения «Эскорт-21213» на базе BA3-21213 «Нива», а также автомобиль «Эскорт-2141» на базе «Москивча-2141».

С середины 90-х спецоборудование машин-проводников освободилось от строгой привязки к базовому шасси. Теперь подвижной пункт руководителя полетов «Уран» или автомобиль сопровождения типа «Эскорт» могли быть выполнены на базе любого легкового автомобиля отечественного или зарубежного производства, в зависимости от пожеланий заказчика.

Именно тогда специализированные автомобили «Эскорт» стали строить на базе удлиненной «Нивы» (ВАЗ-2131), а в 2000-х эскортные обязанности были возложены на Chevrolet Niva и иномарки, в частности, Ford Focus. В 2008 году Опытный завод №408 Гражданской авиации, много лет специализировавшийся на производстве «Эскортов» и «Уранов», прекратил свое существование.

Подпишись на CARAKOOM в Telegram