Увы, советский космонавт и успешный российский предприниматель 90-х годов, как говорят в Одессе, - две большие разницы. И если для одного личный парк из трех, пяти, а то и десяти автомобилей -норма, для другого это было недоступно. Само собой, Гагарину делали подарки. В том числе и очень дорогие. К примеру, автомобили. Но, сами понимаете, в бедной стране и космонавты должны быть бедными. Поэтому такого рода презенты сразу же «передавались государству». И все же без колес Юрий Алексеевич не остался. Более того, некоторые из этих «колес» представляли собой весьма занятные экземпляры.
А начиналось все еще до полета в космос. Первого питомца Гагарина звали ГАЗ-12, в просторечии - ЗИМ. Мягко работающий шестицилиндровый мотор со сдвоенным карбюратором, трансмиссия с гидромуфтой, передние барабанные тормоза с двумя ведущими колодками (впервые примененными в нашем автомобилестроении) и бесшумный гипоидный задний мост - довольно странная машина для старшего лейтенанта ВВС. Впрочем. Юрия Алексеевича всегда привлекали передовые технологии, где бы они ни применялись - в автомобиле, истребителе или космическом корабле. А ЗИМ, хоть и безнадежно устаревший по сравнению с западными аналогами, для СССР был весьма передовым автомобилем.
Но это было «до». А «после» - советское руководство все-таки расщедрилось и преподнесло космонавту № 1 нечто куда более продвинутое: легендарную «Чайку» ГАЗ-13. V-образная восьмерка мощностью 195 л.с., благодаря которой многотонная махина длиной 5.6 метра разгонялась до сотни за 20 секунд и развивала максимальную скорость 160 км/ч. Расход топлива - 21 литр на 100 км. Автоматическая коробка передач. гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов. 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой. электрические стеклоподъемники и мощный отопитель. Что ж, по тем временам очень даже неплохо. И не суть важно, что в США все эти радости жизни - та же АКПП - появились куда раньше. Как не важно и то, что и внешне «Чайка» выглядела до боли знакомо. По крайней мере американцы наверняка узнали бы в ней что-то родное. Призрак плагиата, видимо, пожизненно будет висеть над российским автопромом. Но - не будем об этом.
ЗИМ, «Чайка»... Скучно, не правда ли? Или, вернее сказать, банально. Но один-единственный раз за всю - до обидного короткую - жизнь Гагарина партийные боссы решились-таки не экспроприировать один из подарков с Запада. И оставили Юрию Алексеевичу машину, которая заслуживает отдельного рассказа. Не знаем, насколько Гагарину была интересна экскурсия по цехам французской фирмы Matra, занимавшейся ракетно-космическими технологиями. Зато доподлинно известно, что его живейший интерес вызвала Matra-Bonnet Djet VS. Нет. это была не ракета. Всего лишь автомобиль. Но какой! Двухместная (а вернее - с формулой посадки 2+2) красавица была оборудована двигателем от Renault 8 Gordini крохотным (после «Чайки»-то!) объемом в 1.1л, который выдавал 70 л.с. Вроде бы мало, по крайней мере для спортивного автомобиля. Однако примечателен тот факт, что кузов Matra был изготовлен из стеклопластика, благодаря чему вес машины составлял всего 760 кг., разгон до сотни- 13.2 с, а максимальная скорость -173 км/ч! Лицензию на конструкцию автомобиля руководство Matra приобрело у французской фирмы Bonnet - именно она разработала двухместную спортивную машину с кузовом на раме хребтового типа. Двигатель и четырехступенчатая коробка передач располагались позади сидений. Все колеса имели независимую подвеску и дисковые тормоза. При базе в 2400 мм длина Matra-Bonnet Djet VS достигала 4200 мм, почти столько же, сколько и у «Москвича-408».
Французы по достоинству оценили интерес, проявленный Юрием Алексеевичем к их детищу. И когда он вернулся на родину, в Москве во дворе французского посольства его ждал подарок. Та самая Matra-Bonnel Djet VS небесно-голубого цвета. Интересна реакция товарища Суслова на поступок французской фирмы: он посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран...». По неизвестным причинам Юрий Алексеевич практически не эксплуатировал Matra: разве что пару раз прокатился на ней по улицам Москвы. А вплоть до своей гибели передвигался. как правило, на черной «Волге» ГАЗ-21. Но о ней - позже. Ибо дальнейшая судьба французского автомобиля как минимум небезынтересна.
После трагического случая, оборвавшего жизнь Гагарина, эту машину хранили в Звездном городке. Впрочем, до поры до времени. А точнее, до 90-х годов, когда коллекционер автомобилей из литовского Каунаса Кястутис Индзюлис купил Matra у вдовы космонавта. Дело было гак. На глаза Индзюлису попалась статья в российской газете, в которой рассказывалось о том. что некий московский автоклуб ищет спортивный автомобиль, принадлежавший Гагарину. Кястутис не стал откладывать дело в долгий ящик, купил билет и отправился в Россию -прямиком в гости к Валентине Гагариной.
Цель его визита, думается, понятна. Однако по рукам они ударили не скоро. Ораторский дар литовца сделал свое дело лишь после нескольких посещении: вдова Юрия Алексеевича боялась, что Matra в скором времени будет перепродана и кто знает, в какие руки она попадет? Как сложится ее дальнейшая судьба? Честь и хвала Индзюлису - машину он не продал. И не только не продал, но и полностью отреставрировал. Желающих обзавестись этой красавицей было, есть и будет немало. Ведь данную модель выпускали всего лишь два года - с 64-го по 65-й. Сколько живых экземпляров осталось в мире? Неизвестно.
Именно поэтому с полной уверенностью можно сказать, что Matra доставляет своему хозяину немало хлопот. Нет, отнюдь не в техническом плане: гараж, в котором находится машина. уже пять раз пытались вскрыть. Слава богу. не получилось. В этом есть и заслуга Кястутиса: он установил дорогостоящую сигнализацию и. кроме того, нанял ночного сторожа.
Но вернемся к последнему автомобилю Юрия Алексеевича. На данный момент он находится на территории музея первого космонавта. Говорят, Гагарин был весьма аккуратным водителем и, хоть и любил скорость, превышал ее редко. Да и выпивши за руль не садился. Верим. Однако на музейной «Волге» от времени кое-где потрескалась краска, благодаря чему видны зашпаклеванные после аварий места. Как же так? А вот так. Именно с этой «Волгой» связана уже вошедшая в фольклор история.
Трудно сказать, насколько часто Юрий Алексеевич нарушал ПДД, но в тот день он действительно проехал на красный свет. В результате чего благополучно въехал в старенькую «Победу». Люди, к счастью, не пострадали. А вот машины - изрядно. Подлетевший к месту аварии милиционер, само собой, узнал легендарного космонавта, отдал ему честь и заверил, что накажет виновного. Пенсионер, хозяин «Победы», гоже улыбался, и неудивительно - ведь его авто разбил не кто-нибудь. а сам Гагарин... Доблестный милиционер остановил попутную машину и попросил владельца довезти Юрия Алексеевича туда, куда ему нужно. Но космонавт как уехал, так и вернулся. Дабы увидеть, как вершится «справедливость»: естественно, крайним оказался дедуля, проехавший на зеленый. Говорят, Юрнй Алексеевич восстановил справедливость. Так ли оно было на самом деле и произошла ли эта история в реальности, уже не узнать. Единственное, что можно сказать: эта боевая «Волга» была последним автомобилем космонавта № 1...