Документальный фильм "Последний лимузин", снятый режиссером Дарией Хлесткиной, рассказывает о жизни московского автозавода им.Лихачева, который впервые за последние 20 лет получил заказ на производство трех лимузинов. Ученица «Мастерской Марины Разбежкиной» снимает кино о буднях легендарного завода ЗИЛ в период кризиса.
Представьте себе: все, что вы делали раньше, теперь никому не нужно. Михаил, Андрей, Нина, Владимир, Надя и Люда — топ-менеджер, начальник цеха, старший мастер, инженер, кладовщица и рабочие московского автозавода им. Лихачева — держатся изо всех сил за привычный порядок и профессиональную гордость, чтобы выдержать в обстоятельствах, когда все вокруг рушится. Когда, впервые за 20 лет, завод получает заказ от Министерства обороны изготовить три классических кабриолета ЗИЛ для Парада Победы на Красной площади, директор специального цеха Михаил и его команда радостно берется за дело, чтобы доказать, чего они стоят.
В Москве завершился фестиваль Артдокфест – национальную премию «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения получила начинающий режиссёр-документалист Дарья Хлесткина. Её фильм «Последний лимузин», посвященный московскому автозаводу имени Лихачева, признан лучшей неигровой картиной года. Завязка сюжета фильма такова: некогда самый знаменитый в СССР автозавод впервые за последние 20 лет получает заказ от Министерства обороны: изготовить три классических кабриолета ЗИЛ для Парада Победы на Красной площади…
Что же связывает её с лимузинами, «Вечерней Москве» рассказала сама Дарья Хлёсткина.
- Дарья, почему вы выбрали такую тему для своей работы? Что заинтересовало в истории некогда могучего автозавода, чья слава, увы, уже далеко в прошлом?
Дело было так. Кинорежиссер Марина Разбежкина, мой учитель, как-то предложила своим тогдашним ученикам тему «я рабочий». И хотя она говорила, что фактуру надо искать не в Москве, потому как здесь вообще уже никакой промышленности не существует, я решила найти какой-нибудь старый московский завод, с традициями... Не имея больших знаний по этому поводу, я искала информацию в интернете – там и вышла на завод имени Лихачёва. И вдруг вспомнила, что это же обалденный завод, с этими его лимузинами! Между прочим, я даже живу недалеко и хожу в ЗИЛовский бассейн. Там сохранился еще прекрасный старый бассейн, атмосферный, где девушки с веслами гипсовые… А затем мне на глаза попалась газетная статья, где было написано, что именно ЗИЛу заказали сделать лимузин к Параду Победы. И я подумала: ничего себе, оказывается, они ещё что-то делают! Лимузин этот очень меня вдохновил…
- Как удалось попасть на завод?
Сначала я долго звонила в отдел маркетинга, в пресс-службу, но им было не интересно работать с документалистами. А потом меня познакомили с одним замечательным человеком, он бывший комсомольский работник, кстати – он и помог мне выйти на лимузиновый цех. Но вообще попасть туда трудно, это режимное предприятие, как и любой завод, я думаю. Там шаг влево, шаг вправо – всё очень строго. А я ходила очень долго и до съёмок, и во время съёмок. Уже каждого узнавала в лицо, и меня тоже стали узнавать.
- Как к вам относились рабочие во время съёмок, не возражали, что их снимают?
Нормально относились. Мне кажется, им было даже приятно, что кто-то интересуется тем, что происходит на заводе. Мне там вообще люди очень понравились. Герои фильма – это ведь не только рабочие. Старые ЗИЛовцы, отработавшие уйму лет, все они преданы своему делу, искренне переживают за завод. И мне кажется кино об этом и есть - о том, что люди хотели быть нужными, а оказались на обочине. Эта потребность делать что-то и быть нужным в правилах у людей советской формации. Нашему поколению это не так свойственно - обязательно пользу приносить.
- Можно сказать, что это и есть главная тема фильма – отношение людей к своей работе?
Тех, кто сегодня работает на ЗИЛе, можно условно разделить на два лагеря – это старожилы завода и мигранты. У мигрантов совсем другое отношение, нормальное, но без всякого пиетета к ЗИЛу, они относятся к этой работе, как к любой другой. И эти два лагеря между собой практически не общаются. В принципе, такая же ситуация, как мне кажется, и во всей Москве сегодня.
- … В финале фильма выясняется эти лимузины для парада так и не понадобились. Кстати, вы так и не объясняете - почему?
Я знаю только, что в последний момент заказчики передумали… Не знаю почему. Мне кажется, что причины и не важны. В этом, собственно, и есть абсурд нашей жизни. Люди парятся, делают-делают, пытаются доказать, что они что-то могут, а потом оказывается, что это никому не нужно…
- Вы ожидали, что фильм будет иметь такой успех?
Нет, конечно. Пока снимала, потом долго монтировала, думала только о том, чтобы его уже наконец закончить… А когда поняла, что получается – поневоле начинают закрадываться надежды... Рада, что они сбылись!
Президент фестиваля Артдокфест Виталий Манский: «Важно, что за картину проголосовало как профессиональное жюри документалистов, так и жюри фестиваля. Фильм также получил поддержку зрителей, среди которых было немало сотрудников ЗИЛа, а значит, героев фильма. «Последний лимузин» по достоинству оценили и профессионалы, и аудитория, и сами герои, так что я с удовольствием поздравляю молодого режиссёра».
Интервью с режиссером документального фильма "Последний Лимузин" Дарьей Хлесткиной взято с сайта Вечерняя Москва, материал Веры Ефимович vm.ru
Сам фильм вы можете посмотреть ниже. С английскими субтитрами. Благодарю пользователя с ником Dimony4 за наводку на фильм.
Последний русский лимузин